В деятельности любого юрлица нередко возникает необходимость внести изменения и (или) дополнения (далее — изменения) в устав. Она может быть связана с различными обстоятельствами: от изменения законодательства до желания владельцев бизнеса. Как же это непосредственно осуществить, пошагово рассмотрим на примере хозобществ (ООО, ОДО, АО) и УП.
Несколько слов о случаях внесения изменений в устав
Условно все случаи внесения изменений в устав можно разделить на:
— обязательные, т.е. когда необходимость изменения устава прямо предусмотрена законодательством. В частности, при смене наименования, собственника имущества УП, состава участников ООО (ОДО) (ч. 1 п. 22 Положения о госрегистрации);
— необязательные, т.е. когда юрлицо вправе по своему усмотрению решить, стоит ли ему корректировать устав или нет. К примеру, при изменении полномочий какого-либо его органа, юрадреса, размера уставного фонда.
На заметку
Полагаем, что если изменяются сведения, которые обязательно должны содержаться в уставе, то отразить в нем такие изменения все же целесообразно. Для поддержания основного документа юрлица в актуальном состоянии и предотвращения спорных ситуаций. Ведь с юридической точки зрения любые его изменения имеют силу только после их внесения и госрегистрации, а до этого действуют старые положения устава (ч. 1 п. 3 ст. 48 ГК).
Примечание
Подробнее о сведениях, которые должны быть в уставе ООО (ОДО), см. здесь.
Алгоритм внесения изменений в устав
Определение причин, влекущих внесение изменений в устав
Четкое определение причины внесения изменений в устав поможет сориентироваться в следующем:
а) есть ли реальная (в т.ч. установленная законодательством) необходимость менять устав или нет. Например, в случае дополнения перечня полномочий какого-либо органа юрлица, возможно, достаточно будет внести изменения только в ЛНПА (при его наличии).
На заметку
Полагаем, в устав как основной документ юрлица не следует включать те положения, которые могут быть закреплены в его ЛНПА. Это позволит излишне не перегружать устав и упростит работу с ним;
б) насколько оперативно нужно откорректировать устав. Другими словами, предусмотрен ли какой-либо обязательный срок для внесения и госрегистрации изменений в устав в данном конкретном случае. В частности, в некоторых ситуациях на это отводится не более 2 месяцев, а нарушение срока чревато штрафом до 50 БВ (ч. 1 ст. 23.64 КоАП);
в) нужно ли уплачивать госпошлину (нотариальный тариф) для госрегистрации изменений, вносимых в устав, или нет (подробнее об этом в шаге 5).
Подготовка к разработке проекта изменений, вносимых в устав
В рамках подготовки целесообразно:
— удостовериться, что вносимые изменения не противоречат законодательству;
Пример
Вопрос о реорганизации хозобщества относится к исключительной компетенции его общего собрания участников (далее — общее собрание) (абз. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 34 Закона о хозобществах). Следовательно, внесение в устав изменений, касающихся отнесения данного вопроса на решение совета директоров (наблюдательного совета) хозобщества (далее — совет директоров), противоречит законодательству.
- определиться, необходимо ли в связи с внесением данных изменений каким-либо образом корректировать иные положения устава, положения ЛНПА юрлица (при наличии).
Пример
При упразднении какого-либо органа хозобщества нужно будет удалить раздел устава, посвященный данному органу. К тому же, вероятнее всего, понадобится переработать разделы, касающиеся структуры органов хозобщества, их полномочий (”раскинуть” между ними полномочия упраздняемого), порядка деятельности и др.
Разработка проекта изменений, вносимых в устав
Пойти можно одним из двух путей (абз. 3 ч. 1 п. 16 Положения о госрегистрации) и оформить проект изменений в виде:
1) приложения к уставу. Как правило, этот способ применяется, когда в устав вносятся небольшие (точечные) корректировки;
2) новой редакции устава. Данный вариант целесообразно использовать, когда планируется объемная переработка устава: много изменений, затрагиваются несколько его разделов.
На заметку
Изменения в устав подлежат утверждению правомочным органом (лицом): в хозобществе — общим собранием, в УП — собственником имущества (ч. 1 ст. 14, абз. 2 ч. 1 ст. 34 Закона о хозобществах, п. 1 ст. 48, абз. 4 п. 6 ст. 113 ГК). Для экономии времени сделать это целесообразно одновременно с принятием решения о внесении изменений в устав. Поэтому в проекте данных изменений нужно предусмотреть гриф “УТВЕРЖДЕНО” (п. 52 Инструкции по делопроизводству).
Законодательством специальные требования к оформлению рассматриваемого проекта изменений не предусмотрены. Вместе с тем при его разработке рекомендуется придерживаться положений Инструкции по делопроизводству.
Пример оформления проекта изменений, вносимых в устав
УТВЕРЖДЕНО
Протокол общего
собрания участников
ООО “Солнышко”
23.12.2020 N 7
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
В УСТАВ ООО “СОЛНЫШКО”
1. Пункт 7.1 изложить в следующей редакции:
“7.1. Размер уставного фонда Общества составляет 10000 (десять тысяч) белорусских рублей“.
2. Пункт 7.5 изложить в следующей редакции:
“7.5. Размеры долей каждого учредителя (участника) Общества в его уставном фонде составляют:
Светикова Анна Игоревна — 50 (пятьдесят) процентов уставного фонда;
Общество с ограниченной ответственностью “Сказка” — 50 (пятьдесят) процентов уставного фонда”.
3. Пункт 7.5 дополнить абзацем следующего содержания:
“Вне зависимости от стоимости вклада, внесенного в уставный фонд Общества, каждый учредитель (участник) Общества имеет одинаковый размер доли в его уставном фонде”.
4. Пункт 13.1 исключить.
Принятие решения о внесении изменений в устав и их утверждение
Кем и как принимается, каким документом оформляется решение о внесении изменений в устав, зависит, прежде всего, от организационно-правовой формы юрлица: хозобщество или УП, а также от количества участников общества, статуса собственника имущества УП (физ- или юрлицо).
Принятие решения о внесении изменений в устав хозобщества (ООО, ОДО, АО)
В хозобществе с двумя и более участниками данное решение может быть принято только общим собранием (абз. 2 ч. 1 ст. 34 Закона о хозобществах). Для этого потребуется подготовить, созвать и провести общее собрание, повестка дня которого будет содержать вопрос о внесении изменений в устав. Форма проведения такого собрания может быть любой: очной, заочной или смешанной (ч. 1 ст. 42 Закона о хозобществах). Чтобы вопрос о внесении изменений в устав решился положительно, “за” должно быть отдано:
— в ООО (ОДО) не менее 2/3 голосов от общего количества голосов всех участников этого хозобщества (если большее число голосов не предусмотрено уставом и (или) законодательством) (ч. 3 ст. 109, ч. 6 ст. 112 Закона о хозобществах);
— в АО не менее 3/4 голосов лиц, участвующих в этом собрании (если большее число голосов не предусмотрено уставом) (ч. 8 ст. 83 Закона о хозобществах).
В остальном же порядок принятия общим собранием рассматриваемого решения аналогичен порядку принятия им решений по другим вопросам. Оформляется решение протоколом (ч. 1 ст. 47 Закона о хозобществах).
В хозобществе с одним участником решение о внесении изменений в устав принимается этим участником самостоятельно (ч. 2 ст. 33 Закона о хозобществах). Процедура принятия и документальное оформление (протокол, решение, приказ и т.п.) решения зависят от того, кем является единственный участник — физ- или юрлицом. Так, если:
а) единственный участник — физлицо, то он сам, единолично, принимает рассматриваемое решение и проводить какие-либо особые процедуры (заседания, собрания и др.) не нужно (ч. 8 ст. 36 Закона о хозобществах). Оформляется оно письменным решением единственного участника (ч. 10 ст. 45 Закона о хозобществах);
б) единственный участник — юрлицо, то решение о внесении изменений принимает его уполномоченный орган (т.к. юрлица действуют через свои органы). Какой именно — зависит от организационно-правовой формы единственного участника, структуры его органов управления, положений учредительного документа. А от уполномоченного органа, соответственно, зависят процедура принятия такого решения и его документальное оформление (протокол, решение, приказ и т.п.).
Пример
Рассмотрим ситуацию, когда единственный участник хозобщества — другое хозобщество с двумя и более участниками (назовем его материнское) (ч. 6 ст. 13 Закона о хозобществах). В этом случае орган управления, реализующий полномочия единственного участника, должен быть четко обозначен в уставе материнского хозобщества (ч. 10 ст. 45 Закона о хозобществах). Таким органом может быть (ч. 2, 3 ст. 33 Закона о хозобществах):
— общее собрание материнского хозобщества. Порядок принятия рассматриваемого решения при этом стандартный: подготовка, созыв и проведение общего собрания в соответствии с законодательством, уставом, а также ЛНПА (при наличии) материнского хозобщества (ст. 36 — 49 Закона о хозобществах);
— его совет директоров. В такой ситуации потребуется подготовить, созвать и провести заседание этого органа, включив в повестку дня соответствующий вопрос о внесении изменений в устав. Общий порядок принятия советом директоров решения по данному вопросу такой же, как и по другим. И должен соответствовать законодательству, уставу, а также ЛНПА (при наличии) материнского хозобщества (ч. 6 ст. 51, ст. 52 Закона о хозобществах);
— его коллегиальный (правление, дирекция) или единоличный (директор, гендиректор) исполнительный орган. Если решение принимает коллегиальный исполнительный орган, необходимо подготовить, созвать и провести его заседание в соответствии с законодательством, уставом, а также ЛНПА (при наличии) материнского хозобщества (ч. 2, 4, 5 ст. 55 Закона о хозобществах). Если единоличный — проводить какие-либо особые процедуры (заседания, собрания и др.) не требуется.
Решение директора (гендиректора) оформляется приказом (распоряжением) (ч. 1 ст. 55 Закона о хозобществах). Решение любого другого из перечисленных органов управления — протоколом (ч. 1 ст. 47, ч. 2 ст. 52, ч. 2 ст. 55 Закона о хозобществах).
Принятие решения о внесении изменений в устав УП
В УП данное решение может быть принято собственником имущества (абз. 4 п. 6 ст. 113 ГК). Ключевое значение при этом играет его статус:
а) если собственник имущества УП — физлицо, то рассматриваемое решение он принимает самостоятельно без проведения каких-либо особых процедур (заседаний, собраний и др.). Оформляется оно письменным решением;
б) если собственник имущества УП — юрлицо, то решение о внесении изменений принимает его уполномоченный орган (т.к. юрлица действуют через свои органы). Какой именно — определяется организационно-правовой формой собственника имущества, структурой его органов управления и др. Процедура принятия решения и его документальное оформление (протокол, решение, приказ и т.п.) зависят от уполномоченного органа.
Пример
Рассмотрим ситуацию, когда собственник имущества УП — хозобщество с двумя и более участниками. В этом случае законодательство не требует, чтобы в уставе хозобщества было четко обозначено, в компетенцию какого из его органов управления входит вопрос о внесении изменений в устав УП. Кроме того, в законодательстве прямо не указано, какой орган хозобщества уполномочен на принятие данного решения. Поэтому, если иное не предусмотрено уставом, такое решение принимается исполнительным органом хозобщества (ч. 1, 2 ст. 34, ч. 1 ст. 35, ч. 1, 3 ст. 50, ч. 1 ст. 53 Закона о хозобществах). Если это коллегиальный (правление, дирекция) исполнительный орган, то потребуется подготовить, созвать и провести его заседание согласно законодательству, уставу, а также ЛНПА (при наличии) хозобщества (ч. 2, 4, 5 ст. 55 Закона о хозобществах). Решение оформляется протоколом (ч. 2 ст. 55 Закона о хозобществах). Если единоличный (директор, гендиректор) — проводить какие-либо особые процедуры (заседания, собрания и др.) не нужно. Решение оформляется приказом (распоряжением) (ч. 1 ст. 55 Закона о хозобществах).
Внимание!
Юрлицо, которое самостоятельно становилось на учет в ФСЗН, обязано в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о внесении изменений в устав письменно уведомить об этом данный орган (абз. 11 п. 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов).
Уплата госпошлины (или нотариального тарифа) для проведения госрегистрации изменений, вносимых в устав (необязательный шаг)
Госпошлину потребуется уплатить, если документы для госрегистрации изменений в устав планируется подавать путем личного обращения в регистрирующий орган. Размер госпошлины составит (подп. 1.3, 1.4 п. 1 приложения 22 к НК):
— для юрлиц, в которых число учредителей (участников)-инвалидов превышает 50%, юрлиц, созданных организацией ветеранов, обществом инвалидов, — 0,5 БВ;
Отметим, что рассчитывается госпошлина по ставке и (или) исходя из размера БВ, установленных на день обращения в регистрирующий орган (ч. 1 п. 3 ст. 287 НК).
Внимание!
Если изменения вносятся в связи с новым законодательством, требующим корректировки устава, то уплачивать госпошлину не нужно (подп. 10.4 п. 10 ст. 285 НК).
Нотариальный тариф необходимо уплатить, если документы для госрегистрации изменений в устав будут подаваться через нотариуса. Размер тарифа составит (абз. 4, 5 п. 33-1 Нотариальных тарифов):
— для юрлиц, в которых число учредителей (участников)-инвалидов превышает 50%, юрлиц, созданных организацией ветеранов, обществом инвалидов, — 40% от 1 БВ;
— для остальных юрлиц — 190% от 1 БВ.
Представление документов для госрегистрации изменений, вносимых в устав
Для этого есть два способа (ч. 1 п. 13 Положения о госрегистрации):
1) лично принести необходимые для госрегистрации документы в регистрирующий орган (ч. 1 п. 16 Положения о госрегистрации):
— заявление о госрегистрации изменений в устав в установленной форме. По общему правилу оно подписывается руководителем (или иным правомочным лицом) юрлица в присутствии работника, принимающего документы для госрегистрации. Полномочия на подписание заявления потребуется подтвердить. Для этого руководитель может предоставить, например, решение о назначении, контракт. Иное лицо — доверенность или устав. Также тот, кто подает документы, должен иметь при себе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (абз. 4 ч. 3, ч. 5 п. 19 Положения о госрегистрации);
— изменения, вносимые в устав в виде приложений к нему, или устав в новой редакции на бумажном носителе в двух экземплярах. Нотариальное заверение не нужно;
— электронную копию изменений, вносимых в устав в виде приложений к нему, или устава в новой редакции в электронном виде (в формате .doc или .rtf);
— оригинал либо копию платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины, с отметкой банка об уплате (кроме случаев уплаты через ЕРИП) (ч. 1 — 4 п. 6 ст. 287 НК).
В некоторых случаях внесения изменений необходимо представить также и иные документы (абз. 4 — 6 ч. 1 п. 16 Положения о госрегистрации);
2) направить необходимые для госрегистрации документы в регистрирующий орган через веб-портал ЕГР. Это вправе сделать (ч. 1 п. 3, подп. 13.3 п. 13 Инструкции об электронной госрегистрации):
а) сам руководитель (или иное правомочное лицо) юрлица. При этом через веб-портал ЕГР в электронном виде подписанные ЭЦП (выработанной с использованием личного ключа ЭЦП) подаются (п. 4, 7 Инструкции об электронной госрегистрации):
— заявление о госрегистрации изменений в устав в установленной форме;
— изменения, вносимые в устав, в формате .doc, .rtf или .odt;
— иные необходимые в определенных случаях документы в формате .pdf (абз. 4 — 6 ч. 1 п. 16 Положения о госрегистрации);
б) нотариус. В этом случае подавать документы для госрегистрации будет сам нотариус (но просто как посредник). За определенную плату (нотариальный тариф) он примет у руководителя (иного правомочного лица) юрлица необходимые для госрегистрации изменений в устав документы, заверит их своей ЭЦП и в электронном виде передаст через веб-портал ЕГР в регистрирующий орган (абз. 3 ч. 1 п. 3 Инструкции об электронной госрегистрации). Для этого нотариусу нужно представить (ч. 1, 2 п. 199-3 Инструкции о нотариальных действиях):
— заявление о госрегистрации изменений в устав в установленной форме на бумаге. Чтобы его составить, можно воспользоваться сервисом, позволяющим заполнить заявление в режиме онлайн, затем распечатать. А можно сделать это и у нотариуса. Если заявление подает руководитель (иное уполномоченное лицо) юрлица, то подписывается оно в присутствии нотариуса. При себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность (например, паспорт), и документ, подтверждающий полномочия (доверенность, выписка из протокола общего собрания, контракт и др.). Если документы подает неуполномоченное лицо, то подпись на заявлении должна быть заранее нотариально удостоверена (ч. 3 п. 199-3 Инструкции о нотариальных действиях);
— изменения, вносимые в устав, на бумажном носителе или в электронном виде;
— платежный документ об уплате нотариального тарифа. Кроме случаев уплаты через ЕРИП (ч. 1 п. 2, ч. 1 п. 9, ч. 1, 2 п. 10 Постановления о нотариальных тарифах);
— иные необходимые документы для отдельных случаев внесения изменений в устав (абз. 4 — 6 ч. 1 п. 16 Положения о госрегистрации).
Получение подтверждения госрегистрации изменений, внесенных в устав
При личном обращении в регистрирующий орган изменения в устав будут зарегистрированы в тот же день (если все документы в порядке). Регистратор на бумажных экземплярах изменений проставит регистрационный штамп и один экземпляр вернет лицу, подавшему документы (абз. 2 ч. 2, абз. 4 ч. 3 п. 23 Положения о госрегистрации).
При направлении документов в регистрирующий орган через веб-портал ЕГР руководителем (иным правомочным лицом) юрлица уведомление и иные документы, свидетельствующие о госрегистрации, будут направлены заявителю в электронном виде (п. 19 Инструкции об электронной госрегистрации). Зарегистрированные изменения можно (но не обязательно) распечатать и удостоверить в регистрирующем органе (ч. 1 п. 22 Инструкции об электронной госрегистрации).
При подаче документов через нотариуса получить подтверждение об успешном осуществлении госрегистрации можно непосредственно у самого нотариуса. Для этого понадобятся личное присутствие руководителя (или иного правомочного лица) юрлица и информационный носитель (USB-флеш-накопитель и пр.). На него нотариус перенесет электронные документы, свидетельствующие о госрегистрации (ч. 2 п. 199-6 Инструкции о нотариальных действиях). Зарегистрированные изменения можно (но не обязательно) распечатать и удостоверить у нотариуса (ч. 1 п. 22 Инструкции об электронной госрегистрации). За их однократное удостоверение нотариальные тарифы не взимаются (подп. 3.12 п. 3 Постановления о нотариальных тарифах).
Comments