НАШИ АДРЕСА
ВСЕ ПОМЕЩЕНИЯ РАСПОЛОЖЕНЫ В АДМИНИСТРАТИВНО-ТОРГОВЫХ ЦЕНТРАХ И НАХОДЯТСЯ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Что же такое юридические адрес?
Место нахождения юридического лица или юридический адрес, как называют место нахождения обыватели, представляет собой помещение, используемое для расположения исполнительного органа юридического лица.
Помещение должно быть нежилое. Исключением является унитарное предприятие, где местом нахождения может являться жилое помещение, принадлежащее на праве собственности учредителю, или где он зарегистрирован, если все жильцы и собственник согласны.
Какое назначение должно быть у помещения для юридического адреса?
При выборе юридического адреса нежилого помещения стоит обращать внимание на назначение помещения. Думается, выбор такого помещения в качестве юридического адреса не должен влечь признание регистрации недействительной, так как ни Гражданский кодекс Республики Беларусь, ни Декрет №1 от 16.01.2009 не предъявляет требований к назначению помещения. Таким образом, законодатель не ограничивает назначением помещения для регистрации и функционирования субъекта хозяйствования.
Для чего требуется гарантийное письмо?
Субъектам хозяйствования необходимо не только получать гарантийное письмо перед регистрацией новой компании во избежание обвинений в предоставлении недостоверных сведений, но и заключать договор аренды после регистрации.
На практике учредители нередко игнорируют получение гарантийного письма по юрадресу в связи с отсутствием необходимости его предоставления в регистрирующий орган. Мы рекомендуем все-таки в обязательном порядке получить данное гарантийное письмо до регистрации фирмы с целью последующей регистрации договора аренды.
Кому необходимо предоставить договор аренды юрадреса?
После регистрации компании необходимо заключать договор аренды юридического адреса.
Данный договор будет требовать налоговая для формирования учётного дела. Желательно заключать договор аренды с даты регистрации юридического лица.
Как правильно составить односторонний акт пользования юрадресом (помещением)?
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 ноября 2021 г N 64, вступившим в силу с 5 декабря 2021 г, внесены изменения в пункт 1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12 февраля 2018 г. N 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов» (далее — постановление N 13), согласно которым аренда помещения для юрадреса является одним из случаев единоличного составления первичных учетных документов (ПУД).
С учетом новаций участники хозопераций при аренде смогут составлять ПУД в одностороннем порядке не только по арендной плате, но и по возмещаемым затратам на содержание и эксплуатацию. Чтобы воспользоваться предоставленной возможностью и составлять по таким возмещаемым затратам единоличный ПУД, условие об этом необходимо предусмотреть в договоре.
Образец заполнения арендодателем одностороннего (единоличного) акта пользования имуществом по договору аренды юридического адреса (Word, PDF).
Какие налоговые аспекты изменения местонахождения юридического адреса?
Нередко смена местонахождения организации приводит к смене и налоговой инспекции. Отсюда и возникающие вопросы. Подробнее.
В случае смены местонахождения организации (юридического адреса) и, как следствие, перехода на учет в другую инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь уточненные налоговые декларации (расчеты) представляются в ту инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, в которой организация состоит на учете на день представления уточненной налоговой декларации (расчета). Это правило следует распространять и на те случаи, когда организация получает уведомление из той налоговой инспекции, где ранее состояла на налоговом учете (подп. 1.1, 1.4.1 ст. 22, ч. 1 п. 3 ст. 40 НК, п. 2 Инструкции N 2).
Необходимо ли менять ЭЦП (электронная цифровая подпись) при смене юридического адреса?
В случае изменения юридического адреса юридического лица необходимо внести изменения в Сертификат открытого ключа. Обновление данных сертификата открытого ключа производится при внесении любых изменений в содержимое СОК (кроме случая изменения УНП). При этом РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» обращает внимание, что обновление данных может производиться только в период действия СОК. Для внесения изменений необходимо обратиться в регистрационный центр. Смотри подробнее по ссылке.
Необходимо ли при подаче уведомления об изменении местонахождения юрлица в ЕГР прикладывать к нему копию договора аренды?
При подаче уведомления в регистрирующий орган об изменении местонахождения юрлица для внесения изменений в ЕГР нет обязательства прикладывать к уведомлению копию договора аренды.
Обоснование: В соответствии с п. 2, 3 ст. 50 ГК место нахождения юрлица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юрлица без доверенности.
В случае изменения места нахождения юрлица такое юрлицо в порядке, установленном законодательными актами, обязано направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление, если иное не установлено законодательными актами.
Основные нормативные акты, регулирующие вопрос подачи уведомления об изменении местонахождения субъекта хозяйствования, — Инструкция N 25 и Положение о госрегистрации.
Исходя из п. 15 Инструкции N 25 в случае изменения юрлицом местонахождения уведомление направляется в регистрирующий орган по новому местонахождению юрлица в сроки, установленные законодательством.
Согласно ч. 2 п. 22 Положения о госрегистрации в случае изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации такая организация в течение 10 рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган уведомление по форме, установленной Минюстом. Форма утверждена постановлением Минюста N 8. В частности, приложение 17 «Уведомление об изменении местонахождения юридического лица».
Инструкция N 25 и Положение о госрегистрации не содержат требования прикладывать к уведомлению об изменении местонахождения юрлица какие-либо иные документы, в частности договор аренды (его копию). Указано только о необходимости направить соответствующее уведомление по форме.
Форма по приложению 17 к постановлению Минюста N 8 предполагает уведомить, с какого числа (даты) местонахождением организации является новый адрес, указанный в этом уведомлении. Данная форма не устанавливает необходимость прилагать какие-либо иные документы к этому уведомлению и содержит информацию о порядке заполнения и требования к лицу, которое будет подписывать уведомление.
На сайте ЕГР также есть общая информация о порядке действий при необходимости изменить адрес местонахождения компании в ЕГР.
ЕГР предусматривает 3 варианта подачи уведомления: личное обращение в регистрирующий орган; направление уведомления почтой на бумажном носителе; через веб-портал.
Информации о необходимости прикладывать копию договора аренды к такому уведомлению не содержится. Указано только, что нужно заполнить уведомление и представить (направить) его в регистрирующий орган.
Таким образом, при подаче уведомления в регистрирующий орган об изменении местонахождения юрлица для внесения изменений в ЕГР нет обязательства прикладывать к уведомлению копию договора аренды.
Банк требует, чтобы во внешнеэкономических контрактах на ввоз товара из зарубежья в адресе контрагента-нерезидента использовалось словосочетание "юридический адрес". Однако у контрагента-нерезидента может не быть юридического адреса в силу отсутствия такого понятия в законодательстве его страны. Где закреплена обязанность прописывать юридический адрес в контрактах с контрагентами-нерезидентами?
Положения внешнеторгового законодательства требуют указывать во внешнеторговом договоре местонахождение (юридический адрес) контрагента-нерезидента. Вместе с тем требование построено таким образом, что местонахождение (юридический адрес) имеет значение для банка как агента валютного контроля на момент осуществления платежа. То есть, если в договоре такая информация отсутствует, банк в силу применимых положений законодательства имеет право отказать в осуществлении соответствующих расчетов.
Иными словами, на момент собственно регистрации договора такие сведения могут отсутствовать, поскольку не являются собственно обязательными на момент осуществления регистрации договора в обслуживающем банке.
Вместе с тем проведение расчетов является неотъемлемой частью внешнеторговой сделки. Поэтому само по себе требование сотрудника обслуживающего банка включить такое требование является, по мнению автора, разумным, направленным на исключение возможных (и весьма вероятных) отказов в проведении платежей в будущем.
Как следствие, автор рекомендует включать информацию о местонахождении контрагента-нерезидента во внешнеторговый договор на момент его регистрации.
Относительно требования банка о дословном указании на юридический адрес отметим следующее. Автор полагает, что данное требование вместе с последующим отказом в регистрации не является правомерным. Законодательство Беларуси не имеет легального закрепления термина «юридический адрес», а оперирует (в т.ч. в гражданском и налоговом законодательстве) термином «местонахождение». При этом, как это будет показано ниже, юридический статус нерезидента определяется законодательством иностранного государства, как следствие, если термин «юридический адрес» для нерезидента (его практики) не свойственен, он может отказаться вносить такую формулировку.
При этом необходимо понимать, что применимые нормы указывают на обязательное указание собственно местонахождения, а не на указание фразы «местонахождение (юридический адрес)». Поэтому, если в реквизитах внешнеторгового договора указан адрес (например, Российская Федерация, г. Москва, ул. Пушкина, д. 1, оф. 1) (без фразы «местонахождение (юридический адрес)»), считается, что резидент выполнил требования законодательства и указал информацию о местонахождении нерезидента. Договор должен быть зарегистрирован, а платежи проведены.
Описанный же в вопросе подход, по мнению автора, может быть опосредован личным усмотрением конкретного сотрудника банка. Указанный вывод также подтверждается практикой при регистрации договоров в обслуживающих банках.
Обоснование: При заключении внешнеторгового договора и определении его условий следует руководствоваться как нормами международного права, так и нормами законодательства Республики Беларусь, в частности, Указом N 178.
Указ N 178 обязывает резидента указывать во внешнеторговом договоре следующие условия:
1) стоимость товаров (абз. 2 подп. 1.16.4 п. 1);
2) условия расчета (абз. 3 подп. 1.16.4 п. 1).
Банк как агент валютного контроля проверяет наличие вышеперечисленных условий в представленном внешнеторговом договоре:
а) при регистрации сделки по внешнеторговому договору. Если в договоре не указаны стоимость (ориентировочная стоимость) товаров и (или) условия расчета, то банк откажет в регистрации сделки (абз. 4 ч. 3 подп. 1.11, подп. 1.16.4 п. 1 Указа N 178);
б) при проведении платежей (ч. 1 подп. 27.2, подп. 27.3 п. 27 Инструкции N 46, ч. 2 п. 9 письма N 21-17/254). Отсутствие перечисленных условий во внешнеторговом договоре является основанием для отказа банка в проведении соответствующего платежа (подп. 28.2 п. 28 Инструкции N 46).
Помимо этих условий банк как агент валютного контроля при проведении резидентом платежей проверяет (ч. 2 п. 9 письма N 21-17/254):
1) соответствие валюты расчета, предусмотренной внешнеторговым договором, валютному законодательству (подп. 27.1 п. 27 Инструкции N 46);
2) наличие во внешнеторговом договоре наименования, местонахождения (юридического адреса), банковских реквизитов нерезидента-контрагента (ч. 1 подп. 27.2 п. 27 Инструкции N 46). Под банковскими реквизитами нерезидента-контрагента понимается наименование банка и банковский идентификационный код (или SWIFT-код) (ч. 2 подп. 27.2 п. 27 Инструкции N 46). Если эти условия не указаны в представленном внешнеторговом договоре, то банк откажет в проведении платежа (подп. 28.2 п. 28 Инструкции N 46). Банк не проверяет их наличие в договоре, когда платежи по внешнеторговой операции производятся не на счет нерезидента-контрагента по договору, а в адрес третьих лиц (ч. 2 подп. 27.2 п. 27 Инструкции N 46).
Место нахождения юрлица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юрлица без доверенности (п. 2 ст. 50 ГК).
Юридический статус иностранного юрлица определяется по праву страны, где учреждено юрлицо (зарегистрировано или имеет свое основное местонахождение). Юридический статус иностранного лица-предпринимателя определяется по законодательству той страны, где оно зарегистрировано как предприниматель. Юридический статус иностранного юрлица подтверждается, как правило, легализованной выпиской из торгового реестра (регистра) страны происхождения или иными эквивалентными доказательствами юридического статуса, признаваемыми в качестве таковых законодательством страны учреждения (ч. 2 и 6 п. 20, ч. 1 п. 21 постановления Пленума ВХС от 31.10.2011 N 21).
Если юридический и фактический адреса не совпадают?
Вопрос несовпадения юридического и фактического адреса является актуальным для белорусских субъектов хозяйствования.
Даже многие крупные компании имеют юридический адрес без размещения, при этом снимая офис в другом месте, где фактически и находятся.
Во многом это объясняется тем, что в своё время смена места нахождения с изменением органа постановки на учёт влекла проведение проверки налоговыми органами, однако теперь это не так.
Если по каким-либо причинам юридическое лицо не может или не хочет находиться по официальному юридическому адресу, следует организовать приём корреспонденции по данному адресу.
Ведь аргумент о том, что корреспонденция не получалась по юридическому адресу в связи с нахождением фактически в другом месте, не будет приниматься во внимание ни судами, ни государственными органами.
Можно ли изменить юрадрес, не изменяя устав?
Место нахождения юридического лица должно указываться в его уставе, однако это не значит, что нельзя поменять юридический адрес без внесения изменений в учредительные документы.
Для этого необходимо подать в регистрирующий орган уведомление установленной формы. Информировать налоговые органы, ФСЗН, Белгосстрах, органы статистики необязательно, но всё-таки это делать следует во избежание недоразумений.
Также стоит информировать основных контрагентов, особенно тех, которых информировать обязывает заключенный с ними хозяйственных договор.
Может ли налоговая инспекция наложить штраф за отсутствие юридического адреса?
Да. Налоговая инспекция наделена соответствующими полномочиями.
Ответственность предусмотрена статьей 13.8. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений».
Непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.
Кто еще может наложить штраф за отсутствие юридического адреса?
За неуведомление или несвоевременное уведомление регистрирующего органа об изменении места нахождения юридического лица действующее законодательство предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин/
Статья 23.16. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Непредставление документов, отчетов и иных материалов»
Что необходимо знать о смене юридического адреса организации?
Сведения о юридическом адресе согласно действующему законодательству должны быть в обязательном порядке указаны в уставе (учредительном договоре) организации, и по общему правилу должны соответствовать её фактическому нахождению. В случае каких-либо изменений юридического адреса законодательством установлена обязанность оформить и уведомить о них уполномоченные государственные органы по месту нахождения юридического лица. Для этого требуется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента изменения адреса направить в уполномоченный орган уведомление о смене юридического адреса организации по установленной форме. Вносить изменения в устав общества (предприятия) при смене местонахождения не обязательно.
Дополнительно рекомендуется уведомить о смене адреса налоговую инспекцию, фонд социальной защиты, Белгосстрах, обслуживающий банк, а также постоянных контрагентов. Для этого следует направить в их адрес информационные письма произвольной формы с указанием даты изменения местонахождения и нового юридического адреса. По желанию к такому письмо можно приложить копию уведомления о смене местонахождения организации с отметкой регистрирующего органа.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что смена юридического адреса на сегодняшний день представляет весьма простую процедуру, не требующую внесения изменений в учредительные документы организации. Директору достаточно в десятидневный срок направить в регистрирующий орган уведомление о смене местонахождения, после чего соответствующая запись будет внесена в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь.
Как правильно составить первичный учетный документ по аренде юрадреса?
Согласно нормам Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12 февраля 2018 г. N 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов» участники хозопераций при аренде могут составлять первичные учетные документы в одностороннем порядке. Подробнее — здесь. Чтобы воспользоваться предоставленной возможностью и составлять по таким возмещаемым затратам единоличный ПУД, условие об этом необходимо предусмотреть в договоре.
ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ АРЕНДОДАТЕЛЕМ ОДНОСТОРОННЕГО (ЕДИНОЛИЧНОГО) АКТА ПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ ЮРИДИЧЕСКОГО АДРЕСА (Word, PDF).
Для госрегистрации ОО необходимо предоставить документ, подтверждающий наличие юридического адреса ОО. Что может выступать в качестве такого документа? Есть ли какие-либо специальные требования к местонахождению ОО?
Таким документом, как правило, является гарантийное письмо. Специальных требований к местонахождению ОО не установлено.
Обоснование: Для госрегистрации ОО в месячный срок со дня проведения учредительного съезда, конференции, общего собрания или иного учредительного собрания в Минюст, управления юстиции областного, Минского городского исполкома представляются документы, предусмотренные ч. 6 ст. 13 Закона об общественных объединениях. В их числе документ, подтверждающий наличие юридического адреса ОО (места нахождения руководящего органа) (абз. 10 ч. 6 ст. 13 Закона об общественных объединениях).
Наличие юридического адреса объединения (места нахождения его руководящего органа) подтверждается представлением в регистрирующий орган гарантийного письма и (или) иного документа, подтверждающего право на размещение руководящего органа объединения по указанному в документе адресу в случае его госрегистрации в установленном порядке (п. 10 Инструкции N 48).
Специальных требований к местонахождению ОО не установлено. ОО может располагаться в нежилом помещении, целевое назначение которого не противоречит нахождению в нем руководящего органа юрлица.
Отказали в изменении юридического адреса
Законодательством Республики Беларусь предусмотрены обстоятельства, препятствующие изменить местонахождение юридического лица. Фактически вам будет отказано поменять прежний юридический адрес на новый.
Во исполнение п.10 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» субъектам хозяйствования, находящимся в процессе ликвидации, запрещается совершение сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности) в т.ч. к этому относится смена местонахождения юридического лица.
Таким образом, если официально запущена процедура прекращения деятельности юридического лица, ваше уведомление об изменении местонахождения ликвидируемого предприятия регистрирующим органом будет оставлено без внимания. Вам будет отказано изменить юрадрес.
Предусмотрена ли ответственность за несвоевременность уведомления МНС при изменении юридического адреса местонахождения книги замечаний?
Нет, ответственность не предусмотрена.
Обоснование: Место нахождения книги (книг) должно соответствовать адресу ее (их) места нахождения, содержащемуся в электронном банке данных (ч. 2 п. 12 Положения N 285).
В случае изменения адреса места нахождения книги (книг) организация или индивидуальный предприниматель не позднее рабочего дня, следующего за днем изменения места нахождения книги (книг), обращаются в налоговый орган по месту постановки на учет для внесения соответствующих изменений в электронный банк данных (ч. 3 п. 12 Положения N 285).
До 1 марта 2021 г. несоблюдение вышеуказанного требования квалифицировалось как нарушение порядка ведения книги замечаний и предложений, за которое предусматривалась административная ответственность.
С 1 марта 2021 г. вступил в силу «новый» КоАП. Из новой редакции КоАП ответственность за нарушение порядка ведения книги замечаний и предложений исключена. Таким образом, за несвоевременное уведомление налогового органа об изменении адреса места нахождения книги замечаний и предложений ответственность не предусмотрена.
Однако следует помнить, что отсутствие книги замечаний и предложений или непредъявление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина влекут наложение штрафа в размере до 4 базовых величин (ч. 2 ст. 10.10 КоАП).
© 2022 All Rights Reserved.